Учимся правильно произносить «С»

В современной логопедии постановка звуков – это процесс проработки навыка произношения какой-либо буквы, при этом необходимо учиться произносить тот или звук с этой буквой в различных формах так, как он встречается в словах.

Зачастую логопедам приходится ставить детям именно свистящие звуки. В науки такие дефекты речи разделили на 2 типа:

1. Сигматизм – искаженное произношение мягкого и твердого «С».

2. Парасигматизм – полная замена «С» другими звуками.

Очень важно вовремя увидеть подобные дефекты речи у ребенка и приучать его к правильному произношению. Указанные патологии развития речи нередко негативно сказываются на нормальном развитии нервной системы и способны привести к таким заболеваниям:

Дислалия – сильное искажение некоторых звуков в устной речи.

Дисграфия – разные нарушения письма (перестановка букв, замена одних букв другими).

Дислексия – сильно хромает у ребенка чтение, он не может соединять слова, а зачастую и просто буквы в единое предложение.

Подготовительные упражнения

Нельзя просто в один прекрасный момент сесть и начать учить ребенка правильному произношению свистящих. Перед этим необходимо проделать с ним комплекс упражнений на дыхание. Самое главное – научить малыша выпускать через рот струю воздуха с силой. Чтобы ребенку было интересно выполнять это упражнение можно перед ним на ровную поверхность положить небольшой ватный шарик и попросить с силой на него подуть, если шарик будет двигаться, то упражнение выполняется правильно.

Еще несколько дыхательных упражнений:

1. Губы вытягиваются в виде трубочки, ребенок должен вобрать в рот воздух и с силой его выдуть через губы. Лучше поставить в этот момент перед ртом малыша ладонь: если выдуваемый воздух прохладный, значит малыш все делает правильно.

2. Стать на ноги, ладони при этом должны быть расположены на животе. Ребенок носом вдыхает воздух и на пару секунд его задерживает в легких. Затем этот воздух выдыхается изо рта.

3. Необходимо взять небольшую емкость с узким горлышком и поднести ее к нижней губе ребенка, попросить его выдохнуть через рот. Если при выдохе в емкости свистит воздух, то упражнение проделывается правильно.

Упражнения для постановки мягкого и твердого «С»

Приоткрыть рот и улыбнуться, немного высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губы не должны быть широко натянуты, а язык располагаться так, чтобы его боковые стороны касались уголков рта.

Скажите ребенку, чтобы он пытался произносить звуки, которые создает нанос при накачивании колеса, включенный душ, проколотая шина, сдувающийся воздушный шарик. Поправляйте ребенка и показывайте положение языка при произношении того или иного сочетания звуков.

Улыбнуться и слегка открыть рот. Расслабленным языком коснуться выступов за передними зубами нижнего ряда. Среднюю часть языка стоит так приподнять, чтобы она смогла достать до резцов верхнего ряда зубов, подержать так несколько секунд и расслабить язык.

Язык с острым кончиком положить на нижний ряд зубов, раздвинуть губы в улыбке так, чтобы они обнажили зубы, при этом верхний и нижний ряд зубов должен быть несильно сомкнуть между собой. Затем необходимо с усилием выдуть воздух, произнося звук «С». Если в это время поставить перед лицом ребенка ладонь, то можно ощутить выдуваемый прохладный воздух.

Made on
Tilda