Развитие речи при помощи скороговорок

Скороговорками называют небольшой отрывок текста, предложение, ритмично сложенное, строящееся на сочетании звуков, препятствующих быстрому произношению этого текста или предложения. В народе такие предложения называются чистоговорками, они появились еще в древней Руси в качестве некоего жанра шуточного фольклора, интересной народной игры.

Скороговорки русского народа считаются наиболее трудными, поэтому они являются хорошим упражнением для развития речи и правильного произношения букв и звуков у детей. Чистоговорки также выступают прекрасным способом тренировки артикуляционного аппарата, способствуют исправлению речи.

Методы работы со скороговорками

Способов работы детей с чистоговорками существует несколько:

Попросите ребенка взять мяч в руки, пусть он его подбрасывает и вместе с этим проговаривает скороговорку, необходимо успеть проговорить скороговорку полностью, пока мяч находится в воздухе или ловить мяч после каждого произнесенного слова.

Ребенок может проговаривать скороговорку, при этом перебрасывая мячик с одной руки в другую.

Попросите малыша выговаривать скороговорку одновременно с ритмичными хлопками в ладоши.

Ребенок должен проговаривать скороговорку три раза подряд, стараясь при этом не сбиваться.

Скороговорки с «Ч»

Проговаривая такие скороговорки стоит следить, чтобы звук «Ч» произносился правильно. Для этого губы необходимо немного выдвигать вперед, одновременно округляя их, при этом зубы верхней и нижней челюсти должны быть максимально приближены друг к другу, но не соприкасаться. Язык с широким кончиком приподнят к твердому небу сзади, рядом с верхним зубным рядом. Выдыхаемый воздух должен быстро проходить в образовавшуюся цель, создавая необходимый звук «Ч».

Примеры скороговорок:

1. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

2. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!

3. Наша доча речистая, у нее речь чистая.

Скороговорки с «Ш»

Произносить этот звук необходимо так: хорошенько выдвинуть губы вперед и приоткрыть, широкий кончик языка приподнять и расположить недалеко от задней стенки верхнего зубного ряда, при этом не нужно касаться ни неба, ни зубов. Таким образом, образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух и произносится заветное «Ш».

Примеры:

1. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

2. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

3. Шесть мышат в камышах шуршат.

Скороговорки с «Р»

«Р» произносится так: кончик языка необходимо поднять к небу, при этом его боковые края должны соприкасаться с задней стороной коренных зубов. Воздух при произношении этого звука должен проходить посередине языка.

Примеры:

1. Прорубь рубили – рыбку ловили.

2. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

3. Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

Скороговорки с «Щ»

Этот звук похож по способу произношения с «Ш», но твердого неба должна касаться середина языка, а его кончик должен располагаться с задней стороны верхних передних зубов.

Примеры:

1. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

2. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

3. Волки рыщут – пищу ищут.









































Made on
Tilda